Чаcть I
Предыстория
В имеющихся сегодня публикациях по истории пгт Итатский, включая записанные воспоминания старожилов, не обходится вниманием фамилия «Безруков», а проезжающие сегодня по центральной улице посёлка люди, поневоле обращают внимание на небольшой призе-мистый, начала прошлого века дом, известный местным жителям как «лавка купца Безрукова».
В одном из номеров районной газеты «Призыв», в очерке «Лавка Безрукова», тяжинская журналист Нелли Дудина говорит об итатском первой гильдии купце Ефиме Безрукове.
Из содержания очерка следует, что купец Ефим Безруков появился в селе Итатском в 1913 году, а до этого проживал в губернском городе Томске. Эту версию так же приводит журналист и краевед О. В. Костюнин в первой книге двухтомного художественно-публицистического издания «История земли Тяжинской». Старожилы села говорили о Ефиме Безрукове как о реальном человеке.
В машинописной истории Итата из Тяжинского окружного краеведческого музея говорится о двух братьях-купцах Иване и Ефиме Безруковых. В том или ином варианте такое пишут и другие авторы в своих публикациях, об этом сообщают учащимся.
Рассказы о купце Безрукове со временем обросли легендами. Однако никаких документальных подтверждений не приводилось. Может быть это просто красивая легенда? Однако лавка – вещь реальная, воспоминания старожилов убедительны. Значит и легенда родилась не на пустом месте?! Ставилась задача найти ответы на эти и другие вопросы. Необходимо было документально установить:
– действительно ли Ефим Безруков проживал в селе Итат и в какой период его истории;
– разобраться, Ефим Безруков купец или, используя лексику XIX века, «торгующий крестьянин»;
– определить, что связывало Ефима Безрукова с Итатом;
– выяснить, по возможности, родословную Ефима Безрукова.
По следам Безрукова
Прежде всего, обратились к фондам Государственного архива Томской области, где могли быть документы касающиеся истории северо-востока Кузбасса и в Государственный архив Кузбасса, где сегодня хранятся Метрические книги Никольской церкви села Итатского. Не осталась без внимания и периодическая печать Томской губернии XIX – начала XX столетия.
Предпринятые поиски дали интересные и во многом неожиданные результаты. Оказалось, что согласно «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири», изданной Новосибирским институтом истории Сибири в 1994 году, фамилия «Безруков» принадлежит как ишимскому купцу XVIII века так и одному из ведущих купеческих семейств Иркутской губернии XVIII – начала XIX века, перешедшей в мещанство в 1808 году. Однако никакой связи итатского, ишимского и иркутских Безруковых, кроме фамилии не обнаружилось, так что «ишимский и иркутский купеческий след» остался без продолжения.
В Государственном архиве Томской области удалось найти «Сводные данные по переписи 1901 года в Томской губернии» с записями о семействах старожилов Безруковых из села Петровского Барнаульского уезда Косихинской волости на Алтае – Безруков Егор, а также Безруков Иван Сафонов и Безруков Нефёд Сафонов! Это был третий, после «ишимско-иркутского следа», «алтайский» след Безруковых, но опять-таки никаких связей с «итатским» Безруковым выявить вновь не удалось.
Необходимо было проверить и «томскую версию Безрукова», озвученную журналистами. Томский архив далеко, а периодика ближе, в интернете!
Поиски продолжались в томской губернской периодической печати XIX – начала XX века.
Было установлено, что в газете Томской губернии XIX века – «Томские Губернские ведомости» в официальном отделе печатались распоряжения губернских властей о назначении и перемещении чиновников, о значимых событиях в купеческой и иной среде. Может быть здесь найдётся след Безрукова?
И вот, в официальном отделе газеты за 21 октября 1860 года была выявлена информация о зачислении Безрукова, коллежского асессора в штат Томской казённой палаты и перемещении его в штат смотрителей по охране и добыванию соли на Алеусских озёрах Алтая.
В августе 1864 года канцелярский служитель Василий Безруков, журналист Ишимского окружного управления, определён в штат Томского губернского управления, но с 30 ноября 1864 года уволен по прошению в отставку.
В ходе дальнейшего поиска информации о Безрукове было найдено сообщение Томских губернских ведомостей от 15 января 1865 года о том, что в Петербургском университете слушает лекции Безруков из списка сибиряков Западной Сибири, находящихся в высших учебных заведениях Петербурга.
С 22 апреля 1866 года Василий Безруков определён в канцелярию Томского губернского прокурора, а уже в декабре 1868 года письмоводитель канцелярии Губернского прокурора Василий Безруков определён Кузнецким окружным стряпчим (по современным понятиям – нотариусом), в сентябре 1869 года коллежский секретарь Василий Безруков произведён в титулярные советники.
В очередной информации официального отдела Губернских ведомостей от 21 марта 1870 года сообщалось, что Василий Безруков, исполняющий обязанности Кузнецкого окружного стряпчего в марте 1870 года по распоряжению Начальника Губернии причислен к Томскому губернскому правлению.
В декабре 1870 года Безруков был уволен от службы по истечению 4-х месяцев. Однако 12 февраля 1872 года человек по фамилии Безруков, титулярный советник, помощник семипалатинского почтмейстера приказом начальника Томской почтово-телеграфной конторы перемещён чиновником особых поручений при Томской почтовой конторе в городе Томске.
Однако и «томские чиновничьи следы» к итатскому Безрукову не привели, каких-либо родственных связей, кроме фамилии, найденная информация вновь не дала!
Таким образом, иркутское, ишимское или томское происхождение нашего Безрукова выявленными документами не подтвердилось.
Продолжили искать «след Безруковых» на родной земле, в Государственном архиве Кузбасса, изучая документы Мариинского окружного казначейства, Мариинского податного инспектора в функции которых входили сбор налогов с купцов, за переход из гильдии в гильдию, за вступление в гильдейское купечество мещан и крестьян, за право вести торговлю.
Прежде всего, исходили из того, что членство в купеческой гильдии давало выгоды – подушная подать заменялась процентными выплатами с капитала, купцы 1-й и 2-й гильдии освобождались от телесного наказания и, что было особенно важно, имели возможность откупиться от рекрутской повинности на основании Указа от 3 мая 1783 года «О сборе с купечества вместо рекрут» – можно было заплатить 500 рублей за рекрута и от солдатчины освободить.
Действующие купцы или лица, желавшие причислить себя к купеческому сословию, были обязаны ежегодно в ноябре-декабре подать прошение о причислении к гильдии или возобновлять запись в гильдию на будущий год и платить по 1 проценту с объявленного капитала в казну, причём объявленный капитал проверке не подлежал! Гильдейское купеческое свидетельство стало основным документом для занятия торговой деятельностью.
Если наш Безруков был в купеческом сословии, значит он не мог не оставить свой след в документах казначейства и податного инспектора! Не могли обойти вниманием купца первой гильдии и исследователи истории купечества и коммерции Томской губернии!
В Томском государственном университете кафедрой музеологии, культурного и природного наследия Института искусств и культуры была подготовлена и выпущена в 2014 году книга «Томские купцы: биографический словарь (вторая половина XVIII – начало XX в.)» под редакцией Н. М. Дмитриенко. Однако в этом Словаре из более чем 260 фамилий торговых людей Томской губернии не оказалось «купца I гильдии Безрукова»!
Нет такой фамилии и в двухтомном академическом «Энциклопедическом словаре по истории купечества и коммерции Сибири» под редакцией Резун М. Д., подготовленного в 2012 году Институтом истории Сибирского отделения Российской академии наук.
Таким образом, «томский купеческий след купца I гильдии Безрукова» авторитетные издания не подтвердили.
«…Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам!...»
В документах Мариинского окружного казначейства за 1863 – 1917 годы и в документах податного инспектора Мариинского уезда о купцах, объявивших и не объявивших свои капиталы и посемейных списках купеческих фамилий не обнаружилось купца Безрукова!
Таким образом, купеческий след Безрукова не нашёлся и на Мариинской земле.
В Святом Евангелии от Матфея в 7 главе сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
В Метрической книге за 1898 год Никольской церкви села Итат была найдена данная запись от 27 апреля 1898 года, свидетельствующая о том, что «Итатской волости и села крестьянский сын Ефимий Иванов Безруков…» сочетается браком.
Розыски, продолженные в Госархиве Кузбасса, привели к документам о выборах в Государственную Думу на территории Итатской волости Мариинского уезда.
Был выявлен Приговор Итатского волостного схода от 15 декабря 1906 года об избрании уполномоченных от волости для участия в выборах в Государственную Думу 1907 года.
При изучении подписей лиц, подписавших Приговор, обнаружена подпись Ефима Безрукова, выборного от десятидворки Итатского сельского общества избранного на сельском сходе.
В соответствии с Положением о выборах в Государственную Думу в данном сельском сходе могли принимать участие только домохозяева-крестьяне имеющие усадебную оседлость и ведущие своё собственное хозяйство. Это следует из статьи 47 документа под названием «Общее Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости» ещё 1861 года, которая гласит «Сельский сход составляется из крестьян-домохозяев принадлежащих к составу сельского общества». Эти обстоятельства указывали на одно – Ефим Безруков в 1906 году итатский крестьянин!
Следует добавить, что на этом не закончилась общественно-политическая сторона жизни Ефима Безрукова, она нашла свое продолжение в недолгой истории итатского земства июнь 1918 – декабрь 1919 года. В сентябре-декабре 1918 года он председательствует в Итатской волостной земской управе и до декабря 1919 года пребывает в её составе. Значит живёт в селе Итат и в период гражданской войны!
О длительном проживании Ефима Безрукова в селе Итат свидетельствует не только его председательство в Итатской управе, но и регистрация рождения его дочери Валентины итатским органом ЗАГС 24 июня 1923 года, а также «Карточка обследования гражданина Безрукова Ефима Ивановича села Итат Итатского района» за 1929 год.
Таким образом, по Метрической книге 1898 года, Приговору Итатского волостного схода 15 декабря 1906 года соотнесённого со ст. 47 Положения о выборах в Государственную Думу, протоколам Итатской волостной Земской управы 1918-1919 гг., записям 1923 года итатского органа ЗАГСа и Итатского райисполкома 1929 года документально установлено проживание Ефима Безрукова в селе Итат с конца XIX века и в 20-е годы XX века.
Значит ли это, что он был «вольным хлебопашцем»? В делах фонда Томской епархии с отчётами Никольской церкви села Итатского о хозяйственной деятельности храма, краеведом Н. С. Тархановой был обнаружен счёт от 1 апреля 1908 года на куль крупчатки за 13 рублей из лавки Безрукова Ивана Ивановича, подписанный Ефимом Безруковым.
Подписать счёт на отпуск товара из лавки мог только человек, имеющий соответствующее дозволение владельца лавки, таким мог быть приказчик.
Так было выявлено и занятие крестьянина Ефима Безрукова – торговое дело.
О том, что это было не временное дело, а многолетнее профессиональное занятие говорит тот факт, что через 21 год в документе 1929 года под названием «Карточка обследования гражданина Безрукова Ефима Ивановича села Итат Итатского района» об одном из источников его существования указывается – «…сдаёт в аренду торговый магазин…», а в аренду он мог сдавать только принадлежащее ему имущество. О Ефиме Безрукове как о торговце в своих воспоминаниях говорили и старожилы села Итатского, писала в Тяжинской районной газете «Призыв» Т. Разводовская.
Таким образом, в результате проведённых поисков было документально установлено, что:
– Ефим Безруков проживал в селе Итат с 1898 по 1929 год, в этом же селе женился, имел хозяйство и торговал;
– Ефим Безруков крестьянского сословия:
– Ефим Безруков не состоял в купеческом сословии;
– Ефим Безруков был «торгующим крестьянином»;
– версия о том, что Ефим Безруков появился в селе Итат только в 1913 году и был купцом I гильдии не нашла своего документального подтверждения.
Эпилог
Привлекательная и красивая внешняя история жизни крестьянина Ефима Безрукова, итатского крестьянина-торговца, получила своё документальное описание и пока только отдельными штрихами. Выявленные свидетельства о Ефиме Ивановиче Безрукове в разные политические периоды истории итатской земли показали, что были в сибирском селе и русские крестьяне – предприимчивые, удачливые люди.
Выявленные документы позволили заглянуть и в историю семьи Безрукова Ефима Ивановича, но это уже будут другие рассказы.
07.10.2023 г.
Виктор Иванович Кузьмин
(город Кемерово)
|