Советская лётчица старший лейтенант Екатерина Ивановна Зеленко – единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран.
«Заместитель командира эскадрильи 135-го авиационного полка Юго-Западного фронта летчица старший лейтенант Е. И. Зеленко после выполнения боевого задания в районе города Сумы была атакована семью немецкими истребителями. В завязавшемся воздушном бою отважная летчица одного из них сбила огнём пулемета, а второго таранила. Вражеский самолет рухнул на землю. Е. И. Зеленко погибла. Это был первый случай воздушного тарана, совершенного летчицей» – строки из книги «СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Краткая хроника».
Это был первый в мире воздушный таран, совершенный женщиной. Первый и единственный! К сожалению, в то время именно этот уникальный подвиг никак не был оценен. Причина заключалась в том, что известен он стал лишь гораздо позднее. Однако за все предыдущие боевые заслуги Екатерины Зеленко командир полка представил её к званию Героя Советского Союза. Вот что было написано в представлении: «В июле месяце в районе города Пропойска т. Зеленко вела группу ближних бомбардировщиков на немецкую танковую колону. В результате смелого и решительного налета было уничтожено до 45 танков и 20 автомашин с пехотой... В районе станции Быхово в августе 1941 года группа бомбардировщиков попала под шквальный огонь над группировкой войск противника. Невзирая на артиллерийский обстрел, т. Зеленко задание выполнила на отлично, при этом уничтожив батальон фашистской пехоты и не потеряв ни одного своего самолета… Е. И. Зеленко направлялась на самые сложные задания, в воздушных боях участвовала 12 раз, за период боевой работы выполнила 40 боевых вылетов… В ходе воздушного боя под Ромнами была сбита».
Звания Героя летчица тогда не была удостоена: командование полка не знало о её таране и, естественно, не указало о нём в представлении. Поэтому Е. И. Зеленко была посмертно награждена орденом Ленина.
Когда о таране Екатерины Зеленко стало известно, в поиски материалов о её жизни и подвиге включились многие: сослуживцы, Сумской комитет ветеранов и её тогдашний председатель Колесников, учителя и ученики школы села Анастасьевка, в небе над которым храбрая летчица совершила свой таран. О подвиге рассказали в «Комсомольской правде» Г. Бочаров, в своей книге «Рыцари пятого океана» написал генерал-полковник А. Рытов, в обстоятельном очерке «Таран» осветил события того дня сумской журналист П. Нестеренко. Своими воспоминаниями в печати поделились бывший командир полка, в котором воевала Зеленко, генерал-лейтенант А. Пушкин и заслуженный летчик-испытатель Н. Русакова. Литератор И. Стадницкая, изучившая документы ряда музеев Екатерины Зеленко, встречавшаяся с её сослуживцами, ознакомила с подвигом лётчицы своих читателей. Во многих публикациях основной была мысль, что этот подвиг заслуживает высокой награды. А организации ветеранов Великой Отечественной войны, сослуживцы лётчицы требовали от соответствующих властей присвоить ей звание Героя. И спустя почти полвека после совершения уникального подвига Екатерине Зеленко было присвоено звания Героя Советского Союза.
Екатерина родилась 14 сентября 1916 года, в селе Корощино Овручского уезда Волынской губернии, (ныне Олевский район Житомирской области). Она была десятым ребёнком. Мать Кати, Наталья Васильевна Максимова, была родом из Костромской области, села Назаровки. Отец – из села Велико-Михайловское Курской области. В годы Первой мировой войны, время было неспокойным, и её семья решила перебраться в Курск. Детство Катя провела в этом городе. Родные будущей лётчицы рассказывали о ней как об очень бойкой и зачастую непослушной девочке, обожавшей скорее мальчишеские забавы.
Родные рассказывали, что она с малых лет грезила полётами, с восторгом смотрела на пролетавшие самолеты. Более того, еще дошкольницей взобралась на старенький сарай и, раскрыв обыкновенный зонтик, спрыгнула с крыши. Ушиблась, но не плакала. Если бы об этом «полёте» она не вспомнила в письме к сестре спустя два десятка лет, трудно было бы поверить в сам факт прыжка: «Я стала заядлым парашютистом. Как видишь, Соня, недаром я с хлева прыгала с зонтиком!». Наверное, тогда-то она и заболела небом. И когда по окончании семилетней школы Екатерина задумалась о продолжении образования, на первом месте оказались именно лётные училища. Одна беда: в то время девушек в них не зачисляли. И Катя остановила свой выбор на Воронежском авиационном техникуме.
Затем вместе с шестью девушками её приняли в аэроклуб. Там Катя подружилась с Ниной Русаковой, ставшей впоследствии заслуженным летчиком-испытателем. Нелегко было девушкам в ту пору. Как вспоминает Нина Ивановна, они возвращались домой поздно вечером, а в два часа ночи поднимались и шли пешком через весь город к летному полю. В четыре часа утра начинались полеты, в девять – занятия в техникуме, с четырнадцати часов – теория в аэроклубе. И так – каждый день.
Екатерина стала спортсменкой-планеристкой высокого уровня, имея на личном счету даже один мировой рекорд для женских экипажей планеров. В ноябре 1933 года в аэроклуб приехала комиссия 3-й Оренбургской военной авиационной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова, чтобы отобрать лучших курсантов. Из шести девушек в училище приняли только двоих. Обе девушки по комсомольской путевке выехали в Оренбург.
Русакова вспоминала, что в Оренбурге они жили в одной комнатке, обучились, правда, у разных инструкторов, но Нина Ивановна знала, что программу Катя усваивала быстрее, как говорят, со знанием дела. Девушкой Зеленкова была статной, подтянутой и крепкой. Предпочитала короткую стрижку. Никогда и ни в чем не уступала курсантам-юношам. Училась на отлично.
Сведений о довоенной жизни Кати Зеленко не так много. Подполковник Б. Миневрин, собиравший материалы о воспитанниках Оренбургского авиационного училища летчиков, с помощью очевидцев восстановил картину первого самостоятельного полета Кати – курсанта… Было холодное февральское утро. Девушки-курсантки прибыли на аэродром, где ожидались контрольные полёты с командиром отряда. Катя Зеленко, услышав команду «По самолетам!», резко поднялась в кабину, пристегнула ремни. Запустив двигатель, она вырулила на исполнительный старт, дала газ, и самолет поднялся в небо. Когда полет по кругу был завершён, командир отряда, улыбнувшись, сказал: «Летаете хорошо! Теперь полетите одна». «Есть лететь одной!» – выпалила Катя. Самостоятельный полет девушка выполнила блестяще. И высшей наградой её мастерству было слово инструктора: «Отлично».
О серьёзности подхода Кати к вопросам учёбы и овладению лётными навыками говорит и тот факт, что основной курс Оренбургской лётной школы она закончила менее чем за 11 месяцев – с отличием! Уже в декабре 1934 года Екатерина Зеленко в возрасте 18 лет стала военным лётчиком. Её отправили служить в 10-ю армейскую разведывательную авиаэскадрилью в Харькове. В этом городе Кате доведётся прослужить довольно долго: в 1936 году её перевели в 10-й корпусной авиаотряд Харьковского военного округа. В 1938 году вместе со своим авиаотрядом лейтенант Екатерина Зеленко влилась в состав только что созданного 4-го легкобомбардировочного полка 19-й легкобомбардировочной авиационной бригады, где за год поднялась из младших летчиков в старшие.
Вскоре после прибытия в часть молодая летчица участвовала в окружных состязаниях по технике пилотирования. На них Катя заняла первое место. Инспектор, вернувшийся с ней из полёта, сказал Екатерине: «Грамотно летаете». Для лётчиков служба в 19-й авиабригаде была, помимо обычных полётов, связана с войсковыми испытаниями новых летательных аппаратов и авиационного оборудования. За четыре года Екатерина Зеленко освоила семь типов самолётов.
Старшие коллеги признавали: Катя – незаурядный пилот. Её ставили в пример юным выпускникам лётных училищ. Именно тогда талантливую летчицу заметил, командир бригады, Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. В военных архивах сохранилось представление Екатерины Зеленко на досрочное присвоение ей очередного воинского звания, подписанное командиром части: «Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчинённым может. Уверенно летает на самолётах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания старший лейтенант».
При этом Катя оставалась обычной молодой девушкой, ей шёл всего лишь 24-й год. Лётчицу любили все. Являясь единственной женщиной в авиационном полку, именно она создавала уют и была примером для лётчиков. Генерал-полковник ндрей Герасимович Рытов так писал о предвоенных буднях Катиного полка: «Однажды, я прибыл в полк, который дислоцировался на приозерном аэродроме. Вдоль берега расположилось несколько домиков, в них жили летчики. Я прошёл в один. На полу ни соринки, на окошках занавески, сшитые из марли, стол покрыт скатертью, и на нём даже еловая веточка с симпатичными шишками в баночке красуется. «Вот это порядок! – высказал я похвалу летчикам. – Молодцы. Кто же у вас такой уют создает?» Пилоты стоят, улыбаются. Затем один из них с гордостью отвечает: «Беспорядка не терпит наша хозяйка». «Какая такая хозяйка?» – спрашиваю. «А самая что ни на есть настоящая. Вон за той занавеской», – отвечает летчик и показывает на полог из ситца, который висит на телефонном проводе. И действительно: край занавески приподнялся, и оттуда вышла девушка. Обута в унты, гимнастерка ладно пригнана, подпоясана офицерским ремнём. В голубых петлицах сверкают три кубика. «Старший лейтенант Екатерина Зеленко!» – браво отрапортовала она».
В личном деле лётчицы сохранилась и такая запись: «Отличница боевой и политической подготовки. Успешно летает днём и ночью. Хорошая спортсменка. Выдвинута на должность командира звена. Присвоено звание «старший лейтенант». Вся эта выучка пригодилась юной лётчице, когда грянула война.
С первых дней советско-финской войны 1939-1940 годов Катя просилась на фронт. Не сразу была удовлетворена её просьба: женщин тогда на передовую предпочитали не направлять. Пришлось девушке убеждать начальство, что ей крайне необходимо принять участие в боевых действиях и командование уступило. Катя тут же написала письмо Павлу Игнатенко (своему будущему мужу): «Сегодня убываю на фронт – пожелай мне удачи. Я хорошо представляю, что война станет для меня тяжёлым испытанием, но уверена в себе: выдержу, преодолею любые трудности. Кстати, поступление и учебу в академию придётся отложить. До того времени, пока полностью не разгромим врага».
Екатерина Зеленко стала единственной женщиной-пилотом, воевавшей над Карельским перешейком. 11 января 1940 года её зачислили старшим лётчиком в 11-й легкобомбардировочный авиаполк, а уже 19 февраля часть перелетела в Карелию на ледовый аэродром озера Исо-Пюхеярви. Как отметят потом в армейских докладах, «температура воздуха в тот период опускалась ниже минус 30 градусов. Как у лётного, так и у технического состава были обморожения рук и ног, но не было случая срыва боевого вылета».
Она летала на устаревшем уже биплане P-Z и наносила бомбовые удары по укреплённым точкам противника. В ходе боевых вылетов уничтожила финскую батарею, успешно бомбила вражеский склад боеприпасов. Её самолёт не раз утюжил неприятельские позиции. При этом, как правило, боевая машина отважного пилота не получала ни царапины. В одном из боёв Екатерине было поручено выполнить задание в контролируемом финнами квадрате в составе группы бомбардировщиков. Не успела эскадрилья перелететь линию фронта, как зенитная артиллерия противника открыла огонь. У одного из самолётов задымил мотор, и это был самолёт Кати Зеленко. Боевая машина шла со снижением, посадка на территории противника была неизбежной. Лётчице удалось, маневрируя приземлиться на замёрзшее озеро.
Финны заметили самолёт и открыли по нему ружейно-пулемётный огонь, но подходить не рисковали и начали артиллерийский обстрел. Экипаж покинул боевую машину, а вражеский огонь только усиливался. Советские самолёты, заметив это, начали бомбардировку и обстрел позиций противника, заставляя их замолкать одну за другой. Звенья бомбардировщиков сбрасывали одну бомбу за другой на укреплённые позиции противника. В конце концов, им удалось подойти к месту падения самолёта Екатерины, от группы отделилась одна боевая машина и пошла на посадку. Противник, на время прекративший огонь, усилил его вдвойне. Тем не менее, бомбардировщику удалось приземлиться и подобрать потерпевший бедствие экипаж. В это время советские истребители вели шквальный огонь прикрытия, атакуя артиллерийские батареи врага. Таким образом, самолёту удалось воссоединиться с группой.
В другой раз Екатерина, получила задание отбомбиться по финскому аэродрому, в условиях сильнейшего тумана. Она первой из группы снизилась до минимальной видимости и начала бомбардировку объекта, когда финская противовоздушная артиллерия была к этому совершенно не готова. За ней последовали товарищи. Аэродром был выведен из строя. Уже 12 марта полк вернулся к месту дислокации. За смелость и умелое выполнение боевых задач 19 мая 1940 года старший лейтенант Екатерина Зеленко получила свою первую награду – Орден Боевого Красного Знамени.
В представлении к награде Екатерины Зеленко указывалось: «В операциях 8-й армии имеет боевой налёт 9 часов, 8 боевых вылетов. Смелый, отважный лётчик. Боевые вылеты выполняет с немалым желанием, в сложных метеоусловиях и напряжённой воздушной обстановке всегда хладнокровна и настойчива. Будучи обстрелянной зенитной артиллерией, храбро продолжала ведение боя и задание выполнила отлично». Когда «всесоюзный староста» Михаил Иванович Калинин вручал в Кремле девушке орден, он шепнул Кате: «Будем фотографироваться, сядьте возле меня». Фотограф запечатлел это волнующее событие в жизни молодой лётчицы.
К этому времени она уже сменила свой верный, старенький Р-Z на совершенно новую машину. В апреле 1940 года Екатерина Зеленко получила назначение на должность старшего лётчика в только что сформированный 135-й ближнебомбардировочный авиаполк, базировавшийся в Харькове. Этой части было доверено ответственное задание: первой в ВВС Красной армии освоить совершенно новый ближний бомбардировщик Су-2. Тут-то и пригодилась потрясающая способность Екатерины Зеленко не только быстро осваивать любой тип самолетов, но и помогать сделать это своим боевым товарищам. Так что очень быстро она из старших летчиков эскадрильи становится командиром звена и учит летать на Су-2 своих подчинённых.
С началом Великой Отечественной войны Екатерина на фронте. «Эх, Соня, как всё изменилось! - написала она в письме сестре в конце июня 1941-го. - Какие планы были! Как хорошо было жить! А теперь – война... А я собиралась в летних лагерях варить варенье, там ягоды очень много, особенно земляники... Пишу письмо под крылом самолёта. Вот-вот полечу на задание. Не беспокойся за меня. Привет от Павлика. Ваша Катя».
Военлёт-орденоносец, комсомолец-доброволец, чемпион Харьковского военного округа по метанию молота – Катя оставалась женщиной. Командир 4-й эскадрильи капитан Павел Игнатенко и заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го ближнебомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Екатерина Зеленко собирались пойти в ЗАГС летом 1941-го. В мае 1941 года Игнатенко поступил в Военно-воздушную академию имени Жуковского и уехал в Москву. Расписаться решили во время его учебного отпуска.
22 июня она напишет ему: «Паша, мой любый! Сегодня лечу на фронт, пожелай мне удачи. Я знаю, Паша, что война будет для меня суровым испытанием, но я уверена в себе - вынесу, переборю любые трудности. Я их никогда не боялась и не боюсь... Твоя Катюша». Капитан Павел Игнатенко написал рапорт с просьбой направить его из академии в действующую армию и вскоре вернулся в родной полк. Свадьбу пилоты сыграли в августе 1941-го между боевыми вылетами, в большой палатке батальона аэродромного обслуживания прямо у взлётно-посадочной полосы. Гости улетали и прилетали за праздничный стол.
Великую Отечественную войну 135-й полк встретил, будучи единственным в Красной армии, полностью укомплектованным бомбардировщиками Су-2. А поскольку быстро выяснилось, что этот отлично спроектированный самолет может выполнять еще и функции разведчика, работы у пилотов полка хватало, причем с избытком. Два-три вылета в день были здесь обычным делом.
Екатерина Зеленко вела воздушные бои, наносила бомбовые удары по важным вражеским объектам, вылетала на разведку. Об одном таком бое генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза А. И. Пушкин вспоминал: «В самом начале июля 1941 года наша армия вела тяжелейшие оборонительные бои под Бобруйском. Фашисты упорно рвались к Днепру. Необходимо было оказать помощь нашим наземным войскам. Об этом я и сказал летчикам. Задачу поставил следующую: остановить механизированную колонну гитлеровцев, выдвинувшуюся из Бобруйска. Командиром группы назначил Екатерину Зеленко. С поставленной задачей летчики справилась отлично. Они атаковали вражескую колонну, сожгли десятки танков и грузовых автомашин, уничтожили большое количество живой силы противника. В этом бою наша Катюша проявила себя как умелый, знающий своё дело командир, отличный лётчик».
Потом были новые боевые вылеты, новые воздушные бои. И всегда она вела себя смело, как настоящий ас. «До 1941 года я служил в одной авиационно-бомбардировочной части в Харькове, которой командовал Николай Каманин, один из первых Героев Советского Союза», – вспоминал бывший штурман звена, начальник связи эскадрильи 135-го ббап И. Павленко. «Помню Катю очень хорошо: среднего роста, с приятными чертами лица, имела аккуратную прическу и очень любила носить военную форму, которая, кстати, симпатично сидела на её крепко сложенной спортивной фигуре».
Бывший военный летчик С. Комаров писал о Зеленко: «В полку Катю все уважали. Во-первых, по возрасту она была несколько старше многих пилотов… Во-вторых, она была опытным лётчиком. Вот поэтому она пользовалась среди нас большим авторитетом. Хорошо помню её последний вылет – 12 сентября 1941 года. А запомнился он мне потому, что Катя в тот день уже в третий раз полетала на боевое задание».
Именно этот третий вылет стал последним в её жизни – вылет трагический и одновременно героический. В этот утро Катя поднялась рано. День был пасмурный, туман долго не рассеивался. Но как только солнце проглянуло через рваные облака, Зеленко успела два раза совершить вылет на разведку. При этом во втором вылете её Су-2 получил повреждения. Техники на полевом аэродроме в Берестовке занялись ремонтом, а в это время из полёта вернулся заместитель командира 135-го авиаполка капитан Пушкин. Он рассказал, что фашистские танки Гудериана прорвали наш фронт и стягиваются к городу Лохвицы. Надо было немедленно вылететь на доразведку, уточнить информацию. Екатерина вновь вызвалась совершить полёт. Ей выделили Су-2 заместителя командира полка А. Пушкина. Будущий Герой Советского Союза и генерал-лейтенант авиации Анатолий Пушкин, в послевоенных мемуарах напишет, что, уходя в свой последний полёт, Катя напевала: «Синенький, скромный платочек...» С этой песней она всегда взлетала и садилась на аэродромную взлётку. Зеленко вылетела на разведку.
Полетели комэск-5 капитан Лебедев и его заместитель старший лейтенант Зеленко, севшая за штурвал самолёта Пушкина. Требовалось срочно разведать боевую обстановку в районе Ромен-Нежина-Прилуки-Пирятина-Лубен. Узнать направление продвижения танковой колоны генерала Гудериана, количество фашистских боевых машин и передать данные командованию.
Когда наши самолеты уже возвращались к себе на аэродром, в районе села Анастасьевка внезапно показались немецкие истребители Bf.109 «мессершмитт». Экипажи Лебедева и Зеленко из разведки не вернулись. Через несколько часов в часть позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым были вынуждены сесть на подбитом самолёте в поле. При возвращении после выполнения задания на два советских Су-2 напала семёрка немецких Me-109. Бомбардировщики приняли бой, и в его круговерти экипаж Лебедева потерял из виду экипаж Зеленко.
Через трое суток в уже перебазировавшийся на другой аэродром полк вернулся раненый лейтенант Павлык, из экипажа Зеленко: «После выполнения разведывательной задачи мы повернули на свой аэродром. Наш Су-2 атаковали мессеры. Я вёл заградительный огонь. Боеприпасы кончались. В этот момент один из фашистских истребителей заслонил смотровое стекло, Зеленко нажала гашетку ШКАСов. Гитлеровский самолет загорелся и круто ушел к земле. Однако нас тоже зацепило. Я доложил ей, что ранен. Зеленко отдала приказ покинуть машину, и во что бы то ни стало добраться до своих, чтобы доложить о результатах разведки. Сама продолжила вести бой». Лейтенант Павлык, покинул боевую машину, о дальнейшей судьбе командира он ничего не знал. Так и записали в штабном документе: «Судьба лётчицы неизвестна».
Неравный воздушный бой героического лётчика с семёркой фашистских истребителей шёл на глазах местных жителей. Именно эти люди стали свидетелями смелого тарана, который совершила молодая летчица. «Я видел, как над селом разгорался бой между нашим и фашистским самолетами, – вспоминает очевидец М. Бутко. – Я заметил, что наш самолет резко пошёл на сближение с немецким. Самолеты столкнулись и оба начали падать. Краснозвездный сразу полетел вниз и загорелся. А немецкий самолет ещё пролетел километра два и тоже упал. Прискакал я туда, куда упал наш самолет. Вокруг бушевало пламя. Тело летчика было сильно повреждено. О том, что это девушка, узнали из документов. Нашли здесь комсомольский билет, орденскую книжку и удостоверение личности. Вблизи обломков я увидел орден Боевого Красного Знамени, который отдал старшим товарищам».
Обернув как в саван в парашютный шёлк, Катю Зеленко захоронили возле места падения её самолёта. Сообщить о подвиге пилота советскому командованию не успели: через несколько часов в Анастасьевку вошли немцы. Окончательно установить историю последнего боя лётчицы удалось уже после войны. Последний командир старшего лейтенанта Екатерины Зеленко, генерал лейтенант Анатолий Пушкин вспоминал: «Я убежден, что она была готова к подвигу. Поскольку Зеленко уже не имела возможности уничтожить немецкий самолёт пулемётным огнем, решила сбить его своей машиной. Ну, а что будет потом? Об этом, видимо, она тогда не думала. Таран – это очень смелое действие лётчика, к которому прибегают лишь мужественные, решительные люди. И именно такой была Катя… Она родилась для авиации, как птица для полёта».
Долгое время версия о таране считалась недостоверной, а некоторые исследователи считают так и сейчас, ссылаясь, в частности, на отсутствие упоминаний о таране в немецких документах. Но сохранились свидетельства жителей Анастасьевки, уверенно говорящих о том, что таран был. Кроме того, в 1971 году по ходатайству бывших однополчан Екатерины Зеленко на месте, где упали самолеты, провели раскопки. От взорвавшегося Су-2 мало что осталось, зато на обломках «Мессера» ясно были видны следы таранного удара.
Муж Кати, Павел Игнатенко, долго искал её, посылая запросы в военные госпитали по всей стране, надеясь, что спаслась, что была эвакуирована, что выжила... Он так и не узнал о смерти жены: в 1943-м погиб сам. Оставшиеся в живых однополчане Екатерины долгие годы добивались, чтобы единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран была удостоена высшего звания страны, за которую она отдала жизнь. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, звание Героя Советского Союза (посмертно) Екатерине Ивановне Зеленко было присвоено 5 мая 1990 года.
Жители села похоронили Катю, а комсомольский билет взяла учительница сельской школы Анастасия Пантелеймоновна Марченко. После войны его передали в Оренбургское авиационное училище. В тот день экспедитор училища принес в штаб очередную почту. В одном из конвертов оказалось письмо из Сумского обкома комсомола и пробитый осколком, окровавленный комсомольский билет. В письме сообщалось: «В сентябре 1941 года в ходе воздушного боя над одним из районов Сумской области пала смертью храбрых комсомолка Екатерина Ивановна Зеленко. В течение одного боя она сбила два фашистских самолета. Передаём вам билет Кати Зеленко. Пусть этот простреленный и залитый кровью билет помогает новым курсантам глубже познать цену героизма и потерь в годы войны».
После войны останки героини с воинскими почестями были перезахоронены в Курске. В селе Анастасьевка на месте гибели пилота Екатерины Зеленко местные жители после войны за свой счёт установили обелиск, также был создан её музей. Именем Екатерины Зеленко названы улицы в нескольких городах бывшего СССР – Курске, Воронеже, Сумах, Ромнах. В Курске на здании дома, где она жила, установлена мемориальная доска. В память о легендарной лётчице в городе установлен бронзовый бюст. Воронежский аэроклуб теперь носит имя Героя Советского Союза Екатерины Ивановны Зеленко. В 1998 году астроном, научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории Тамара Смирнова открыла астероид светлого спектрального класса S и дала ему имя «Катюша» в честь лётчицы Екатерины Ивановны Зеленко.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
В России первой женщиной, получившей диплом пилота, стала Лидия Зверева. Дочь коменданта крепости Осовец генерал-майора Виссариона Лебедева ещё маленькой девочкой поднялась в воздух на аэростате и с тех пор навсегда «заболела» небом. 23 августа 1911 года, блестяще сдав выпускной полётный экзамен на Гатчинском аэродроме, 21-летняя Лидия получила диплом российского авиатора за номером 31. Зверева стала первой в мире авиатриссой, выполнившей петлю Нестерова, штопор Арцеулова и пикирование с выключенным мотором. В годы Первой мировой войны Лидия Зверева работала испытателем и авиаконструктором на заводе «Авиационная фабрика Слюсаренко», в 1916-м умерла от брюшного тифа.
В советские годы звания Героев Советского Союза первым из женщин были присвоены лётчицам Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой. 2 ноября 1938 года высокими наградами были отмечены их мужество и героизм в ходе выполнения беспосадочного перелёта самолёта «Родина», длившегося 26 часов 29 минут. Был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта – 6450 километров.
Полина Осипенко погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года. Марина Раскова в годы Великой Отечественной войны создала три женских авиаполка, одним из которых командовала. Погибла 4 января 1943 года в авиакатастрофе. Валентина Гризодубова на войне командовала 101-м полком авиации дальнего действия, совершила около 200 боевых вылетов на бомбардировки немецких объектов. Она скончалась 28 апреля 1993 года в возрасте 83 лет.
Звание Героя Советского Союза присваивалось в СССР 12776 раз. Женщины удостаивались такого высокого звания 95 раз. Единственный дважды Герой Советского Союза – летчик-космонавт Светлана Савицкая. Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили 600 с лишним таранов. При таранных ударах по врагу погибли 37 процентов наших пилотов. По два тарана самолётов противника совершили 35 лётчиков ВВС СССР. Два пилота (Н. Терёхин и А. Хлобыстов) провели по три тарана. Один лётчик-истребитель (Б. Ковзан) совершил четыре воздушных тарана и остался в живых.
Источники:
Жукова Л.Н. Выбираю таран. М.: Молодая гвардия, 1985. С. 75-88.
Рытов А.Г. Рыцари пятого океана. М.: Воениздат, 1968. С. 63-70.
Кузьмина Л. Катя Зеленко идет на таран // Генеральный конструктор Павел Сухой. М.: Молодая гвардия. 1983. С. 71-75.
Крикуненко А. Воздушный таран летчицы // Крылья Родины. 2001. №3. С. 30-32.
Минервин Б. Комсомольский билет № 7463250 // Крылья Родины: сб. статей. М.: ДОСААФ СССР, 1983. С. 110-112.
https://topwar.ru/73602-ekaterina-zelenko-devushka-sovershivshaya-taran.html?ysclid=m0z4d0dj3g663623616
https://tvzvezda.ru/news/201709151900-rwuy.htm?ysclid=m0z5k2bz55701153749
https://histrf.ru/read/articles/ekaterina-zelenko-ona-rodilas-dlya-aviacii-kak-ptica-dlya-poleta?ysclid=m0z5xsshre595522448
https://aif.ru/society/history/devushka_samolet_taran_korotkaya_i_tragicheskaya_sudba_pilota_kati_zelenko?ysclid=m0z661qdn1163655673
https://zvezdaweekly.ru/news/20199111512-vInjn.html?ysclid=m0z6cgdsi3277876448
https://www.militaryplatform.ru/9883-na-smert-vo-imya-pobedy-80-let-bessmertnomu-podvigu-letchicy-ei-zelenko.html?ysclid=m0z6gwh586995908243
https://vk.com/wall-161202967_161896 |