ПОГОДА

Статистика


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

22:27
Рождественский сочельник

6 января (24 декабря по старому стилю) – день Навечерия Рождества Христова или Рождественский сочельник, – последний день 40-дневного Рождественского поста в канун праздника Рождества Христова.

   Само название «сочельник» происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» – варёные зерна риса или пшеницы). Вкушать сочиво или коливо положено в канун праздника только после литургии (главное богослужение, за которым совершается таинство Причастия), соединяющейся с вечерней (вечернее богослужение). У православных был обычай не вкушать пищу до первой вечерней звезды – символа вифлеемской звезды, возвестившей миру о рождении Иисуса Христа.
   Канон празднования Рождества был окончательно сформирован в IV веке. В современной богослужебной практике в Навечерие праздника в храме читаются Царские часы, вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к рождению Иисуса Христа.
   Чин Царских часов составлен Кириллом Александрийским в IV веке. Царскими они называются потому, что в Константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором. Царские часы совершаются при открытых царских вратах (главные врата иконостаса), среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое (высокий столик с покатым верхом, на который кладут иконы или богослужебные книги).
   Если сочельник приходится на субботу или воскресенье, которые в церкви выделяются среди прочих (они по своему характеру не постные, а праздничные), тогда служба Царских часов переносится на другой, будний день.
   В Рождественский сочельник православные христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов с востока Богомладенцу Христу. Восточные мудрецы принесли ему в дар золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как Царю, ладан – как Богу и смирна – как Человеку на погребение. Основа богослужения Навечерия Рождества – ветхозаветные пророчества о грядущем в мир Спасителе – духовно подготавливают верующих к встрече с Богомладенцем Христом.
   «В Сочельник, под Рождество, - читаем у Ивана Шмелева, - бывало, до звезды не ели…» Звезду в Рождественский сочельник ждали не просто так. Благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только «после первой звезды», соблюдалась верующими не одно столетие в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). 
   Что касается поста, то Типикон (богослужебная книга о порядке совершения церковных служб) предписывает его до конца вечерни. Но в Сочельник она соединяется с литургией и совершается утром, поэтому православные постятся до момента, когда в центр храма выносится свеча.   Такой запрет, такая строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа. При этом накануне Рождества многие верующие вообще не вкушают пищи или едят только раз в день, после литургии. Хотя полное воздержание от еды относится к монастырской традиции и уставом не предписано. Ещё важно помнить, что подобная строгость не касается больных или ослабленных после болезни. Или тех, кто много и самоотверженно работает – военных, полиции, пожарных, врачей.
   Когда-то ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома ставилась ёлка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп – игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, больным, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что «не оскудевает рука дающего». Приготовление своего сердца к такой щедрости на Рождество и есть главное, что надо делать в сочельник.
   В Сочельник в старину готовили сочиво или коливо, которое в течение нескольких часов варили из зерен пшеницы или ячменя, добавляя мед и орехи. В основе этого обычая древняя практика, когда люди, готовившиеся к принятию крещения в Рождество, после крещения вкушали мёд – символ сладости духовных даров. Зерно символизировало воскрешение, а мёд – сладость будущей блаженной жизни. Также на стол ставили взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой, напоминавшими ясли, в которые положен был Младенец Иисус.
   Православные христиане всегда старались ознаменовать сочельник различными делами благотворительности и милосердия, стараясь воплотить высокие нравственные идеалы в своей повседневной жизни. Поэтами замечено, что дни Рождественского сочельника и Рождества особенные – будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эту Рождественскую ночь входит в нашу жизнь. Надо только открыть своё сердце чуду Рождения Христа. 

https://ria.ru/20230106/sochelnik-1842151812.html

https://rg.ru/2023/01/05/rozhdestvenskij-sochelnik-kak-ego-provesti-pravilno-i-chto-vse-zhe-delat-nelzia.html


 

Просмотров: 46 | Добавил: kostuninoleg072 | Теги: Россия, Рождественский сочельник, традиции, Православие, народные праздники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

карта

Друзья сайта

Управление культуры Тяжинского района ЦНТи КДД ДХШ №13 Музей техникум

Календарь