ПОГОДА

Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

04:44
В. И. Кузьмин История итатского этапа 1822-1898 гг.

«Динь-бом, динь-бом, -
Слышен звон кандальный.
Динь-бом, динь-бом, -
Путь сибирский дальний.
Динь-бом, динь-бом, -
Слышно там и тут…»
А.К. Толстой «Колодники» 
1876 г.

Предисловие

       В публикациях по истории села Итатского Тяжинского муниципального округа встречается слово «этап». В публикации 1967 года «Итат – село сибирское» И. Струков, приводит мнение некоторых старожилов о том, что это слово стало исходным для названия  самого села  -  «Этап – Итат», так как через село «…проходили этапы ссыльных…, а на улице Вологодской был большой сарай для отдыха и ночлега ссыльных». 
        Ему дополняет в 1987 году Т. Разводовская в публикации «На карте района. Главная улица» - «…Поднимая кандалами пыль тащились по ней каторжники на Нерчинские рудники, шли этапами ссыльные …».  
         В историческом исследовании  «Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII-XIX вв.» О.Н. Котионов приводит характеристику этапов середины XIX века вдоль Сибирского тракта, данную генерал-губернатором Восточной Сибири Анучиным:  « … к сожалению, должен сказать, что … этапные здания находятся в плачевном состоянии. Особенно дурны этапы. За малыми исключениями, они представляют из себя разрушающиеся здания с плохими санитарными условиями, не держащие тепла зимою, пропитанные миазмами…». 
         Такое «малое исключение» отмечал в 1885-1888 года и американский журналист Дж. Кеннон, проехавший по всему Сибирскому тракту и оставивший после этого книгу «Сибирь и каторга».
          Новосибирский исследователь истории Сибирского тракта О.Н. Котионов конкретизирует это «малое исключение»  – «…Не все этапы на томско-иркутском участке были таковыми. Например, в деревне Итатской, близ Мариинска, этап содержался в чистоте и совершенном порядке…». 
          В дипломной работе 2022 года настоятеля Никольской церкви посёлка Итатский Тяжинского округа отца Алексея упоминается Итатская конвойная команда, её солдаты и офицеры.   
         Однако выявленная информация крайне скудна по содержанию и тем более по персоналиям.
        Эти обстоятельства стали посылом к розыскам сведений в научных исследованиях, в документах Государственного архива Кузбасса обо всём, что связано на земле Тяжинской с Итатским этапом и Итатской конвойной командой. 

Немного истории

«Милосердные наши батюшки,
Не забудьте нас, невольников,
Заключённых, – Христа ради!»
Милосердная

       Самыми первыми «ссыльными в Сибирь» были жители города Углича 1597 года, если быть строго документальным. Полсотни горожан, устроивших самосуд над ближайшим окружением царевича Дмитрия, погибшего при странных обстоятельствах. Их оптом сослали «за Урал-Камень» строить Пелымский острог. После этого эпизода маршруты пятидесяти первоссыльных, начали осваивать новые и новые тысячи. 
       В России, само выражение «еtape» – шаг, ступень» из французского языка, вошло в оборот в середине XVIII века. Первое литературное описание сибирского «этапа» принадлежит знаменитому старообрядцу протопопу Аввакуму. Он угодил в далекий Тобольск по приговору 1654 года: «Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути».

       С появлением в Забайкалье первых русских ссыльных в 1681 году, окончательно оформился знаменитый в веках «кандальный тракт». Это было 7 тысяч вёрст Сибирского тракта, от границы Пермской губернии с Тобольской губернией до Иркутска.
       В период 1761-1782 годов по нему проследовало в ссылку и заключение около 60 тысяч человек. До начала XIX века уходило «по этапу» чуть больше 2 тысяч человек в год, в среднем.
        Как только закончилось строительство самого восточного участка Сибирского тракта – от Томска до Иркутска: возведение мостов, устройство переправ, оборудование зимовий, почтовых станций, численность ссыльных сразу резко ползёт вверх. 
        В период с 1862 по 1881 годы, средний показатель – 15 тысяч в год. Отправленных в Сибирь по приговорам судов с 1807 по 1898 годы – 864 823 человека. 
       В XVII-XVIII веках арестантов отправляли к месту ссылки от случая к случаю. За сопровождение отвечали стрельцы Сибирского приказа. Перемещение значительного количества людей на тысячи вёрст длилось от  8 месяцев до полутора-двух лет.
       Со временем доставку колодников передали в Сыскной приказ. Сопровождали «команды» специально оплачиваемые казной «нарочные посыльщики». За подопечных они несли полную ответственность в случае побега. Инструкции (наказы) начала XVIII столетия были суровы:
«…убегут у тебя колодники или ты сам, взяв с них откуп, отпустишь, то воеводы будут бить тебя кнутом и сошлют самого вместо тех людей, которых вёл ты в ссылку».     

      Ссыльные шли пешком, закованные в ножные кандалы и «ручные железы». Чаще всего – группами, соединённые вместе цепью. Самые «важные преступники» выделялись из общей массы, двигались «в колодах». Реже – в железных ошейниках на цепи. Государственного снабжения ссыльным не полагалось. Разрешалось питаться за собственный счёт или просить милостыню.

        В XVIII веке уже существуют первые устойчивые маршруты по Сибирскому тракту. 

        С 1817 года для сопровождения ссылаемых  стали формироваться особые «этапные команды» из солдат и офицеров Отдельного корпуса внутренней стражи (на рисунках рядовой, унтер-офицеры и офицеры ОКВС 20-х гг. XIX в.).   

   

         В 1822 году граф Михаил Сперанский, потрудившись на посту генерал-губернатора Сибири, разработал «Устав об этапах в сибирских губерниях», где в начале говорилось - «§1.  Для препровожденiя ссыльныхъ по Сибирскимъ Губернiямъ - учреждаются Этапы на дороге от границы Пермской Губернiи  съ Тобольскою до города Иркутска …»  К 1831 году был построен 131 типовой этап и полуэтап. Так впервые появилась система доставки арестантов на огромные расстояния. Законодательно был закреплён и сам термин «этап». 
          Согласно Уставу для препровождения ссыльных по сибирским губерниям учреждались этапы по дороге от границы Пермской губернии с Тобольской до города Иркутска. На эти этапы определялись команды из регулярных пехотных войск и из некоторого числа конных служителей (казаков).      
        Этапы размещались по дороге через одну почтовую станцию. В Томской губернии был учрежден 21 этап. Каждый этап обслуживала этапная команда. Названия команд давалось по месту их нахождения. Названия команд давалось по месту их нахождения. Этапная команда подчинялась командиру Томского гарнизонного батальона, исполнявшего обязанности внутренней стражи. Названия команд давалось по месту их нахождения. 

      Таким образом, годом рождения Итатской этапной команды, как и Итатского этапа, стал 1822 г. 

      Итатский этап, его служители и окружение

        В соответствии с Высочайше утверждённым 22 июля 1822 года Уставом об этапах в Сибирских губерниях был создан Итатский этап № 19.  
      Он включал в себя на Тяжинской земле, в 28 верстах от села Сусловского, в селе Тяжинском (ныне – село Старый Тяжин) Тяжинский полуэтап и ещё через 33 вёрсты - Итатский этап в селе Итатском. 
         В 1885-1886 годах американский исследователь и журналист Джордж Кеннан с художником и фотографом Форстом совершил путешествие по Сибири с целью изучения системы сибирской каторги и ссылки.  Его описание сибирских этапов, как однотипных казённых учреждений, даёт представление и об облике и устройстве Итатского этапа и Тяжинского полуэтапа.
         По наблюдениям Кеннона «…полуэтап представляет всегда небольшое здание, выкрашенное казённой, т. е. желтой краской, с двором и одними воротами; направо от ворот стоит избушка для приведших партию солдат и офицера; посреди не большого дворика находится другая избушка, немного побольше первой; это избушка для арестантов. Весь двор обведён по обыкновению частоколом или тыном, т. е. довольно высокими, толстыми вверху остроконечными бревнами, вбитыми стойком, одно возле другого.

         Избушка для арестантов подразделяется ещё на несколько клетушек; во всех них вообще может поместиться только человек 30 или 40, тогда как в них проводят полдня и ночуют партии человек во сто, а иногда двести и более, так что арестанты спят и на нарах, и под нарами, и на полу в проходах, и в коридоре; а иногда даже, несмотря на погоду, на дворе. Когда партия уходит, на полуэтапе остается только сторож, живущий там или один или вместе с женою (начальство Западной Сибири вообще поощряет браки солдат). На следующей неделе, в тот же самый день, приходит новая пария, под караулом солдат предыдущего этапа, а между тем на полуэтапе ее дожидаются новые конвойные со следующего этапа, которые поверяют партию и принимают ее; тогда старый караул уходит обратно домой, а новый ведёт на другое утро партию на следующий, т. е. свой этап.

        … Этапные здания, хотя и немного более полуэтапных, но все-таки тесны, отчего и воздух в них тоже скоро делается негодным для дыхания. 
        Главное здание этапа, выходящее обыкновенно на деревенскую улицу, заключает в себе квартиру офицера, кордегардию, т. е. казарму, где живут холостые солдаты и где находится дежурный, и образную, которая часто обращается в канцелярию или жилище писаря. От этого здания идёт кругом частокол, огораживающий двор: кроме того, часто двор разделяется на две части забором, на двор офицерский  и на двор арестантский. На дворе стоит другое здание, назначенное для арестантов, и состоящее из  нескольких небольших камер. В другом углу двора стоит баня... Этапные офицеры живут на своих этапах большею частью изрядно...». 
         На каждый этап определялась команда из офицера, двух унтер-офицеров, барабанщика и 25 рядовых солдат. Согласно Устава 1822 года офицер имел звание «этапного начальника». На каждый этап отряжалось по четыре казака, которые находились в подчинении этапных начальников и предназначались для конвоирования партий и преследования беглых. 

   Командир конвоя получал список арестантов и расписание движения, которые передавались с этапа на этап очередными конвойными командами. При этом, списки конвоируемых  и время прибытия партии из губернского города Томска в губернский Красноярск сообщались гражданским властям почтой. Так что эти документы всегда шли впереди этапа.         
         Порядок работы Итатской этапной команды в 20-е годы XIX века согласно расписания был следующий. Выйдя после суточного отдыха арестантов на Сусловском этапе, пройдя 28 верст, Сусловская этапная команда приводила арестантов во вторник в Тяжинский полуэтап, где передавала арестантов Итатской конвойной команде.
        После ночёвки на Тяжинском полуэтапе, преодолев 33 версты, Итатская этапная команда и арестанты приходили в среду на Итатский этап.  Отдохнув сутки – четверг (четверток) - (баня, медосмотр), утром следующего дня Итатская конвойная команда и арестанты должны были в пятницу (пяток) пройти 38 вёрст до Боготольского полуэтапа, где передавались Краснореченской конвойной команде, следовавшей с арестантами в Краснореченский этап в селе Краснореченском. Передав арестантов на Боготольском полуэтапе, Итатская конвойная команда возвращалась на Итатский этап в пятницу, проведя в походе 4 дня.          
      Такая система конвоирования арестантов, получившая название «маятниковой», была придумана и введена руководителем Отдельного корпуса конвойной стражи, бывшим тобольским и томским генерал-губернатором П.М. Капцевичем (1772-1840 гг.) для значительного облегчения службы конвоиров и прекратилась в марте 1897 года с введением железнодорожной перевозки арестантов.

          Высочайшим Указом от 15 июля 1868 года, Итатская конвойная команда была, наряду с рядом других команд, переутверждена, но уже в увеличенной численности: один обер-офицер, три унтер-офицера, 35 рядовых, писарь, три сторожа и денщик. По сравнению с составом 1822 года число служителей конвойных увеличилось с  39 до 44 человек. Сторожа находились не только в местах расположения этапных команд, но и в местах ночлега арестантов – в селе Тяжинском – два сторожа. 
          В Кемеровском Госархиве удалось найти документы с персоналиями офицеров, унтер-офицеров, рядовых и барабанщиков и казаков Итатской этапной конвойной команды 70-80-х годов XIX века. 

          Однако, об этом в следующей части рассказа.

(Рисунок 3 - ножные кандалы. Рисунок  9 - внешний вид сооружений полуэтапа по книге Дж. Кеннана «Сибирь и каторга». Рис. Форста. Фото 10 - внешний вид сооружений этапа по книге Дж. Кеннана «Сибирь и каторга». Фото Форста)

Виктор Иванович Кузьмин
(город Кемерово)

(Продолжение следует)

Просмотров: 155 | Добавил: kostuninoleg072 | Теги: Виктор Иванович Кузьмин, Кемеровская область - Кузбасс, история, Краеведение, Итатский этап 1822-1898 гг. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

карта

Друзья сайта

Управление культуры Тяжинского района ЦНТи КДД ДХШ №13 Музей техникум

Календарь