I часть
Все знают об этом, кого не возьми.
Считаю, что точно –
По сути, посредником между людьми
Была и является почта.
В. Котиков
Предыстория темы
В 1984 году 23 августа тяжинская районная газета «Призыв» поместила статью Ивана Дмитриевича Ликаренко, начальника Тяжинского районного узла связи, посвящённую 60-летию Тяжинского районного узла связи. В данной статье утверждалось, что «…до Великой Октябрьской социалистической революции на территории Тяжинского района предприятий связи не было …» и далее «…жители, населяющие низовья рек Тяжин, Итат, Урюп ни разу в жизни не видели письма…».
Приходившая из Мариинска один раз в неделю почта, по словам автора, оседала в волостном правлении в селе Орешково (ныне – с. Тяжино-Вершинка) и со случайными попутчиками доставлялась до адресатов по волости.
Следует отметить, что согласно «Списка населённых мест Российской империи…», изданных в 1868 году, на странице 117 деревня Тяжино-Вершинская значится в скобках и под вторым названием – «Орешково» из 130 дворов и населением в 612 душ.
Здесь стоит отметить, что село Орешково (позднее - село Тяжино-Вершинка, Тяжинские Вершины) согласно журнала Общего Присутствия Томского Губернского управления № 816 от 18 ноября 1897 года стало центром волости в 1898 году, после выделения Тяжино-Вершинской волости из Дмитриевской волости и было таковым и в 1913 году.
Собственно Тяжинская волость с центром в селе Тяжин (ныне - село Старый Тяжин), включавшая в состав и ст. Тяжин Сибирской железной дороги по журналу Общего Присутствия Томского Губернского управления № 1534 от 3 декабря 1910 года выделилась из Сусловской волости с 1 января 1912 года. Таким образом, станция Тяжин и посёлок Керенский – будущий райцентр посёлок Тяжинский – появились на божий свет только после строительства Сибирской железной дороги, а до этого было болото и березняк.
И далее – «В Тяжине действовал передаточный пересыльный пункт, который делал обмен с почтовыми вагонами и держал связь с Мариинском...», но это было уже после 1897 года, когда заработала Сибирская железная дорога! И далее «…на его базе в 1924 году был образован Тяжинский районный отдел связи, а в Итате открыто почтовое агентство». Выходит, что в волостных сёлах Итат и Тяжин до 1924 года не было учреждения почтового ведомства?
Такой очень краткий штришок истории почты в Тяжинском районе вызвал стремление уточнить, а до 1897 года были на тяжинской земле – в тяжинской и итатской территориях – предприятия почтовой связи или нет? А если были, то где, когда, какие? Кто были первыми почтарями, связистами? Неужто и на самом деле ни разу не видели конверта почтового и почтальона в низовьях рек Тяжин, Итат, Урюп?
Выявленные документы Государственного архива Кузбасса, изучение научных исследований и публикаций по истории почтовой связи в Cибири и Томской губернии XVII-XIX веков, позволили значительно расширить информацию по истории почты на востоке Кузбасса от середины XVIII века до 20-х годов века XX, выявить некоторые персоналии почтового дела на тяжинской земле.
Немного истории сибирской и Итатской почты
Почтовая гоньба, связанная с перевозкой почты в Сибири, была организована в первой трети XVIII века по Указу правительствующего Сената от 31 сентября 1731 года, до этого почта - грамоты и грамотки - посылалась с отдельными гонцами – нарочными, по мере надобности. В 1742 году появился Указ о создании «почтовых станков» от Томска до Красноярска и Енисейска. В 1762 году енисейский воевода Рыгачёв сообщал Сибирскому Губернатору Саймонову о посылки из вверенного ему уезда «…по наряду…» на Томскую дорогу 60 человек со 120 лошадьми для ямской гоньбы…» (РГАДА, ф.415оп.1 д.143, л.182).
В исследовании О. Н. Котионова по истории Московско-сибирского тракта представлена карта Сибирского почтового тракта за 1766 год, где указаны под номерами 71 и 72 «…Тежинский и Адатский станцы…». Таким образом, найдена картографическая отметка о почтовых станциях в Итате и Тяжине.
Учитывая, что от получения информации для карты, до её издания проходит не один месяц, можно обоснованно считать, что «Адатцкий (авт.- Итатский) и Тежинский станцы» на Сибирском тракте, могли существовать значительно раньше 1766 года. Это потверждает и О. Н. Котионов, по его данным Гмелин ещё в 1737 году называл участок Сибирского тракта от села Кийского до города Ачинска новой дорогой, где было брошено несколько зимовьев, возможно в их числе были и зимовья на речках Тежине и Итатке. Тем более, что в переписке Томской контрольной палаты с Губернским управлением в 1887-1878 годах прямо говорится об основании Итатского поселения в 1707 году.
Учрежденный по Сибирской губернии почтовый тракт от первой станции Ачитской крепости до первой станции Иркутской губернии села Тулуна. 1766 г. (РГВИА. Ф.422. Д.1344. Карта)
Существование села Итатского в 60-70-е годы XVIII века подтверждает и П. С. Паллас, проезжавший через Суслово, Итат, Боготол в сентябре 1770 года.
Он пишет следующее: «…проехал: село Кийское на р. Кие; … 15. д. Тяжин; 16. деревню из 15 дворов на р. Китате в 12 верстах от р. Чулыма…». Местность перед Тяжином Паллас описывает так:
В перечне населённых мест Колыванской волости за 1782 год, не приписанных к Колывано-Воскресенским заводам, указаны «…станец Тежинский на рк. Тежин…, станец Итацкий на рк. Итатке… Это уже пишет профессор Д. Н. Беликов в работе «Первые русскіе крестьяне-насельники Томского края и разныя особенности в условіях их жизни и быта», с приложением списка населённых мест Колыванской области за 1782 год.
Кроме того, имеется и литературное указание о почтарях на тяжинской земле. Оно содержится в записках А. Н. Радищева, автора «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», когда возвращаясь в Петербург из сибирской ссылки в 1797 году, он отмечал, « … а в Итати и далее, почту держат тобольские ямщики…За пару (авт.- лошадей) 100-105 рублей платят обывателям, но не сами, а купец у них снял, может быть и дороже…».
В соответствии с Указом 1742 года на каждом станце предписывалось держать по одному двору и четыре лошади, те кто там поселился, на два года освобождались от налогов и оброка, разрешалась беспошлинная торговля пивом, квасом, табаком, «харчами» и фуражом для лошадей. За эти льготы «станичники» были обязаны круглый год поставлять лошадей и подводы для ямской и почтовой гоньбы.
От Москвы до Петропавловск-Камчатского – 12687 вёрст (13537км)
Существовавшие в то время ямщицкие сообщества располагались по Сибирскому тракту крайне неравномерно, занятые домашним хозяйством, они выставляли почтовых лошадей наймом за сотни вёрст от своего местожительства.
По данным О. Н. Котионова такое сообщество в 1824 году было и в Томской губернии. Располагалось оно в городе Томске, а ближайшее за 600 вёрст – в соседней Тобольской губернии в городе Каинске.
Ямщиков нанимали на почтовую станцию по числу пар лошадей. Заработок их составлял от 8 до 12 рублей в месяц на хозяйском содержании и одежде. Для сравнения – в начале века за 1 рубль можно было купить по выбору 9 литров простого вина, 2 пары сапог.
Так возникла практика найма ямщицкими сообществами охочих людей для ямщицкой гоньбы в селениях, расположенных на тракте или вблизи его. Это было и в селе Итатском, что и отметил А. Н. Радищев.
Однако попытка заменить крестьян ямщиками успеха не имела, пишет О. Н. Котионов, таких охочих людей просто было мало. С 1824 года ямщиков перевели в сословие государственных крестьян и появились крестьяне подрядчики на исполнение почтовой и ямской гоньбы.
В Метрических книгах Николаевской и Никольской церквей 60-70 годов XIX века это нашло отражение в записях в графе «сословная категория» отдельных лиц мужского пола вступавших в брак – «государственный крестьянин».
Любопытно, что на тракте, по подряду, лошадь обходилась от 270 до 325 рублей в год, а крестьяне подряжались и по 200 рублей за лошадь в год.
С 1844 года определялось на каждой почтовой станции иметь шесть лошадей для перевозки почты, которую надлежало «…отправлять …однажды в неделю».
Итатская и Тяжинская почтовые станции обозначены на карте почтового тракта 1766 года по Сибирской губернии, в Российском почт-календаре 1800 года отмечены как почтовые станции Тобольской губернии на «…11 дороге в город Иркутск и до Кяхты …», внесены в списки почтстанций Томской губернии в Карманном почтовом атласе за 1808 год, имеются в Списке почтово-телеграфных и почтовых учреждений Российской Империи 1886 года.
Сибирская почтовая станция
В январе 1889 года в соответствии с циркуляром № 866 начальника Томского почтово-телеграфного округа (ТПТО) от 16 сентября 1888 года Итатская почтовая станция была преобразована в почтовое отделение.
Лошадей для почтовой станции, а затем и почтового отделения, содержали ямщики, крестьяне и мещане и назывались они – почтосодержателями, а деятельность крестьян притрактовых селений по почтовому извозу, перевозке пассажиров исследователи назвали «ямщиной».
С 1782 года после утверждения почтового департамента ямские дворы стали называться почтовыми станциями. Они были низшим почтовым учреждением на почтовых трактах. Как правило, это была типовая одноэтажная постройка на огороженном забором участке, с двумя отделениями – для станционного смотрителя с семейством и проезжающих, другое – для ямщиков. При почтовой станции находились каретники (навес или сараи для карет и других экипажей) и конюшни для лошадей, колодец с колодой для водопоя, сараи для фуража, туалеты. Обстановка помещения для пассажиров включала стол, лавки вдоль стен, один-два жёстких дивана.
Доходы Итатской почтовой станции, свыше 50 рублей в год, позволяли ей приобретать канцелярские принадлежности (бумагу, сургуч и другое) на средства почтовой станции.
Почтовым инструментарием – денежной печатью, двумя медными ручными штемпелями с литерами и цифрами, штемпелем для пломб, весами с гирями, печатью для простой корреспонденции, формой для штемпельных пуль – станцию обеспечивала губернская почтовая контора.
Итатские почтосодержатели
С 1824 года все подряды на почтовую и ямщицкую гоньбу стали сдаваться с открытых торгов, как мы говорим сегодня «…была задействована «антикоррупционная составляющая». После появления Томских губернских ведомостей в 1857 году, объявления о торгах на содержание почтовой гоньбы стали печататься в них.
Вступившие в торг крестьяне предоставляли ручательство общества, которое в случае невозможности крестьянина выполнить условия гоньбы, само нанимало охочих людей на гоньбу. Обычно подряд заключался на три года. При этом крестьянин мог передать часть подряда другому лицу. Почтовая гоньба требовала больших затрат и была доступна только зажиточным крестьянам.
Доход определялся числом выделяемых пар и числом подрядчиков. Чем меньше подрядчиков, тем выше можно было поднять цену подряда, поэтому зажиточные крестьяне стремились захватить в свои руки подряд, а затем нанимать от себя бедноту для исполнения контракта за более низкую плату.
В Государственном архиве Кузбасса был выявлен ряд документов об участии итатцев в почтовой гоньбе и почтосодержании.
Первым выявленным документом стал список, в котором значатся свидетельства на почтосодержание, выданные Мариинским окружным казначейством в 1872 году жителям села Итатского. В указанном списке свидетельство 2 гильдии почтосодержателя Итатской почтовой станции в феврале 1872 года получил «…Никон Безруков со товарищами» на содержание положенных 9 пар почтовых лошадей, а 1 марта 1872 года такое же свидетельство 2 гильдии почтосодержателя Промежуточной почтовой станции (автор - д. Акимо-Аненка) получал «…Андрей Безруков со товарищами», но на содержание 3-х пар лошадей из 9 пар. Соответствующее свидетельство почтосодержателя Тяжинской почтовой станции получил 4 июля 1872 года и «…Андрей Ожигов со товарищами», причём по причине неграмотности последних, расписался за них Андрей Безруков.
В 1884 году почтовой гоньбой на Итатской почтовой станции занимались итатцы – Сидор Иванов, Иван Вавилов и Алексей Меньшиков, а получателем платы в Мариинском окружном казначействе за почтовую гоньбу по доверенности был итатский житель Крживоблоцкий. По записям в метрических книгах Никольской церкви от проходил как «из польских дворян». По-видимому не всё гладко было у компаньонов. Между Крживоблоцким и тремя вышеназванными итатцами в 1884 году возник серьёзный конфликт с получением денег из Мариинского окружного казначейства, так как в выявленном документе они уведомляют казначейство о признании недействительной доверенности выданной Ксаверию Крживоблоцкому на получение последним платы за почтовую гоньбу. Может быть и неслучайно в 1888 году сгорели у него домашние постройки…?
Через восемь с небольшим лет, 15 сентября 1892 года, итатские крестьяне Песцов Перфил Семёнов, Зуев Ефим Филиппов, Безруков Дмитрий Фёдоров, Иванов Сидор Михайлов, Мутовин Михаил Семёнов, Нестеров Емельян Еремеев и Валов Дмитрий Иванов заключили с Подвижной комиссией по производству торгов и отдаче в содержание почтовых станций контракт на содержание почтовых лошадей на Итатской станции в течении трёх лет, с первого января 1893 года по первое января 1896 года. В соответствии с контрактом крестьяне принимали на себя обязательство содержать на Итатской почтовой станции девять пар почтовых лошадей. За одну пару казна должна была платить 285 рублей 75 копеек в год, а всего за срок контракта за девять пар – 7 759 рублей 25 копеек. В качестве залога крестьяне предоставили семь ручательств на 1820 рублей.
Стороны договаривались, что итатские почтосодержатели будут получать плату из Мариинского казначейства по истечению каждого месяца через своего доверенного человека. На 1893-1896 год им был Дорофей Урусов, а «…наблюдение за исправным ведением почтовой гоньбы…» будет осуществлять «…местное почтово-телеграфное начальство…».
О жесткости контроля за работой почтовой станции ещё в 40-х годах XIX века говорит Приказ почтового ведомства в адрес станционных смотрителей:
Смотрителю Итатской почтовой станции передавался один экземпляр контра-кта. На тот период Итатскими станционными смотрителями были Никандров Иван Макаров, Леонтьев Гаврил Ефремов, Николаев Авраам.
Интерес итатцев простирался и на соседнюю Акимо-Аненскую промежуточную почтовую станцию. В почтосодержателях её из девяти человек, трое – итатские крестьяне Нестеров Андрей Семёнов, Исай Кучин и Фролов Степан Иванов. Здесь и суммы контракта были иные – за пару почтовых лошадей выплачивалось 310 рублей в год.
Надо заметить, что кроме платы от казны за пару лошадей, почтосодержатели получали и «прогонную» плату за перевозку почты – до 3 копеек за версту на одну лошадь, в том числе при почтовой эстафете – полторы копейки за версту на лошадь.
Сравнивая размеры платы по контрактам за пару почтовых лошадей нельзя не отметить, что из 12 почтовых станций от Томска до границы Енисейской Губернии, почтосодержатели Итатской почтовой станции имели самую умеренную плату – 287-310 рублей в год, тогда как на Сусловской станции – 408 рублей, на Тяжинской станции это стоило 500 рублей, а на Мариинской – 585 рублей в год. Низкая плата по контракту на Итатской почтовой станции, по сравнению с соседними, может объясняться большим количеством желающих взять подряд, а низкая цена, предложенная Песцовым и Нестеровым «со товарищами» в 1892 году позволила отбить конкурентов.
По мнению исследователей почтосодержатели получали не менее 20 % сверх всяких издержек.
Для некоторых итатских крестьян подобный контракт был не единственным. Так, Песцов Перфил Семёнов имел также контракт на 34 рубля в год с Тюремным отделением на поставку воды для арестантских партий на Итатском этапе и тоже с 1893 по 1896 год.
Работа почтосодержателей проверялась 6 раз в год чинами из столичного Почтового департамента и Томской губернской почтовой конторы. Представление о качестве работы итатских почтосодержателей даёт результат поездки по почтовым станциям в 1849 году почтинспектора Соколова и томского губернского почтмейстера М. Стенжицкого, которые не выявили недостатков на Итатской и Тяжинской почтовых станциях в тягловой силе транспорте, в то время как у боготольских и сусловских почтосодержателей кони оказались «тощи» либо «изнурены, малосильны»; повозки в Болотном и Чебуле были в «неудовлетворительном состоянии».
Список почтовых станций по Томской губернии на 1808 год.
Тяжинская и Итатская почтовые станции под №№27, 28
А что же представляли собой Итатская почтовая станция и кадры этого предприятия связи? Об этом пойдёт речь в следующей части нашего рассказа.
Виктор Иванович Кузьмин
(город Кемерово)
89134288432
аlex.48-05@mail.ru
Вторая часть статьи опубликована в ленте информационного портала «Тяжин и округа» 7 сентября 2023 года:
https://tjazhiniokrga30.ucoz.net/news/v_i_kuzmin_itatskie_pochtari_ii_chast/2023-09-07-3460 |