ПОГОДА

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

12:55
В. И. Кузьмин К истории Итатской средней школы Тяжинского района Кемеровской области

Продолжение, часть 1 ("Тяжин и округа", 18.07.2021):
https://tjazhiniokrga30.ucoz.net/news/v_i_kuzmin_k_istorii_itatskoj_srednej_shkoly_tjazhinskogo_rajona_kemerovskoj_oblasti/2021-07-18-1252
    Кемеровский историк Виктор Иванович Кузьмин провёл научное исследование, посвящённое истории Итатской средней школы Тяжинского района Кемеровской области. Результаты этой масштабной работы нашли отражение в научной статье, которую с согласия автора мы предлагаем вашему вниманию наряду с другими материалами портала «Тяжин и округа».
                                                                                               ***
        Согласно статистическим сведениям по обследованию учреждений народного образования Мариинского уезда на 01.01.1921 года в Итатской волости на эту дату было зарегистрировано  5 школ, 9 преподавателей (2 – мужчины и 7 – женщин), обучалось 266 ребятишек (196 мальчиков и 70 девочек) (ГАКО ф. Р 741 оп.1 д.1 л.12). 
       На основе положения «О единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской республики», декретированного ВЦИК 1 октября  1918 года и опубликовано 16 октября 1918 года, была введена единая трудовая школа с девятилетним сроком обучения, разделённая на две ступени: первая - для детей от 8 до 13 лет (5-летний курс), вторая - от 13 до 17 лет (4-летний курс). 
        Такие преобразования прошли и в селе Итат. В фондах Кемеровского государственного архива с документами периода 20-х годов говорится о трёх школах: Некрасовская школа I ступени в доме бывшего Итатского 2-х классного сельского училища, организатор Питерская А.И., в соответствии с требованиями того времени в школе действовал школьный совет в составе Рязановой, Соколовой, Фёдоровой А. Петюковой, Кузьминой, Питерской А. И.(ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 21), Итатская (Некрасовская) пятилетняя политехническая школа, организатор Катальникова А.Ф., пришедшая в Некрасовскую школу, согласно автобиографии, в 1920 году (ГАКО ф. П 115 оп.2 д.410 л. 3-4) и Итатская школа II ступени, которая в протоколе № 2 заседания Итатского волисполкома от 15 января 1924 года, называется «семилетняя политехническая школа» (ГАКО ф. Р 603 оп.1 д.30 л. 18). (семилетка) в помещении бывшей церковно-приходской школы, организатор Брединская К.И. 

   (ГАКО ф. Р 603 оп.1 д.30 л. 18)
        Итатская пятилетняя политехническая школа по возрастному составу детей (8-13 лет) относилась к категории школ I ступени, т.е. была начальной школой, что подтверждается сведениями, переданными в отдел народного образования Итатского волисполкома ответственным организатором школы Катальниковой А.Ф., (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 195). 

         По состоянию на 11.09.1921 года в ней было 65 детей, в т. ч. 47 детей железнодорожников (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 9), в декабре 1921 года в ней числился уже 101 ученик.

       И вот такой документ «революционного диктатора» получила в те годы Катальникова А.Ф. (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 246), 27 лет отроду, окончившая Пензенскую женскую гимназию в 1912 году, педагогический стаж 8 лет, возглавившая Некрасовскую школу первой ступени (ГАКО ф. П 115 оп.2 д.410 л. 3-4). 
       В документах Итатского волисполкома за 1921 год обнаружены списки учеников и их родителей по Некрасовской школы на 15 сентября 1921 года, заверенные заведующей школой Катальниковой Анной Фёдоровной (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 10-11).

  (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 195)    
       Существование последней в 1921 году прямо и косвенно так же  подтверждают и ряд других документов из фондов Государственного архива Кемеровской области:
    - письмо от 19.12.1921 года участкового комитета профсоюза служащих, мастеровых и рабочих ст. Боготол Томской железной дороги с возражениями по поводу  увольнения работника железнодорожной школы отделом народного образования Итатской волости:  
       - информация от декабря 1921 года ответственного организатора Итатской железнодорожной школы Катальниковой А.Ф. в Итатский волисполком об  учащихся и учащих образовательного учреждения:
        - удостоверение о снятии с октября 1921 года Катальниковой  А.Ф. и Романовой А.П. с пайкового довольствия Итатской волости и передачи их на довольствие железнодорожного ведомства. 

(ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 244) 
   Кроме того документ свидетельствует, что в «…Некрасовской ж/д школе…» работают два учителя – Катальникова А. Ф. и Романова А.П.
        Примечательно, что в документах местных властей и в переписке 20-х годов и в последующее время данная школа именуется несколькими названиями – «железнодорожная школа» (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л.л. 180, 182), «пятилетняя политехническая школа» (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 195), Некрасовская начальная школа (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 263). При этом работающими в данном образовательном учреждении по-прежнему остаются Катальникова А.Ф. и Романова А.П. Подобное множественное наименование одного и того же образовательного учреждения, получившее распространение среди населения, ставшее ему привычным и понятным, да к тому же и попавшее в официальные документы, вносит изрядную путаницу в исследование истории образовательных учреждений села Итат.  
         Некоторое представление о количестве действующих школ и работающих в них учителей в целом по Итатской волости и по отдельным школам, в том числе по селу Итат, по состоянию на 25 сентября 1921 года, даёт список учителей на получение пайка за сентябрь 1921 года, составленный отделом народного образования Итатского волисполкома  25 декабря 1921 года (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 241)

   
(ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 241)
       Так, в Итатской школе 1 ступени работают в тот период пять учителей или как писали в то время «учащих» в Некрасовской (железнодорожная)  – два и в Ново-Мариинской школе – три учителя, в Черниговской, Михайловской, Ново-Покровской и Яснополянской по одному учителю. 
      В списке подведомственных Итатскому волисполкому учебных заведений по состоянию на 15 октября 1921 года, перечисляются 11 школ волости, но из них Тарасовская, Макаровская и Черниговская школы осенью 1921 года уже не работают из-за отсутствие  «учащих», а Яснополянская и Самсоновская по этой же причине могут быть закрыты (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 263).
      Таким образом, в Итатской волости на 15 октября 1921 года всего шесть работающих школ, в которых заняты 13 «учащих», часть из которых должны были получить  в сентябре 1921 года на паёк соль, муку, спички, масло и…кофе.  

  

   (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 263)      
       О причинах закрытия школ прямо говорилось в отчёте о деятельности Мариинского уездного отдела народного образования за период с 01.01.1922 по 01.04.1922. Основными из них назывались неполное обеспечение «учащих» продовольствием и школ  топливом, «…некоторые сельские общества… теперь категорически отказываются обеспечить школу и преподавательский персонал необходимым…» и в таких условиях «учителя» из чувства самосохранения меняют профессию…» и далее – «денежное обеспечение в размере 3 рубля 32 копейки в золотой валюте далеко не хватает, чтобы влачить хотя бы полуголодное существование…»

(ГАКО ф. Р 741 оп.1 д.4 л. 29) 

(ГАКО ф. Р 741 оп.1 д.4 л. 29)
         Показательна для понимания обстановки в школах села Итат информация Итатского волисполкома в Боготольский отдел народного образования в ноябре 1921 года, в котором сообщалось, что  «… в Итатской школе работают Гуляева Валентина Александровна, Омонина Анастасия Семёновна, Соколова Вера Петровна, Брединская Капитолина Ипполитовна и практикующие – Кузьмина Матрёна Даниловна и Хорозова  Екатерина Михаловна (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 124),  «…всего по волости 12 учащих и две практикантки…» и далее «…из 11 школ не функционируют пять - Черниговская, Самсоновская, Мало-Косульская, Макаровская, Яснополянская … школьный инвентарь нефункционирующих школ передаётся в функционирующие школы…, причина такого явления: отказ населения удовлетворить учащих питанием,  Самсоновская и Макаровская за неимением сколько-нибудь подходящего помещения…, самообложение населения согласно декрета Совнаркома встречено населением несочувственно вследствии острой нужды самого населения в пропитании...» (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 124).   
          Новые власти и в такой ситуации довольно строго относились к подбору кадров. Прежние учителя, как отмечалось в отчёте Мариинского Уотобраза (Уездного отдела образования) за январь-март 1922 года, «…не обладают вполне теоретической подготовкой для занятий в новой школе, полная необеспеченность учебными пособиями, полная зависимость в материальном плане от крестьян, заставляют «учащих» чувствовать себя растерянными, оставаясь в догадках -  как вести занятия…»(ГАКО ф. Р 741 оп.1 д.4 л. 29)


  
(ГАКО ф. Р 741 оп.1 д.4 л. 29)
        Каждый из желавших остаться «учащим» в своей школе  был обязан написать соответствующее заявление, а уездные власти решали вопрос о его допуске к работе в образовательном учреждении.  

     

(ГАКО ф. Р 735 оп.1 д.18 л.181) 
        Из трёх кандидатов в «учителя» из села Итат в апреле 1920 года – Мамонтовой Марии Владимировны (ГАКО ф. Р 735 оп.1 д.18 л.132), Питерской Александры Ивановны (ГАКО ф. Р 735 оп.1 д.18 л.160) и Соколовой Веры Петровны (ГАКО ф. Р 735 оп.1 д.18 л.181), подавших заявления о желании работать в новой школе, прослеживается история Питерской Александры Ивановны и Соколовой Веры Петровны, работавших в последствии в Итатской школе  II ступени. Последняя работала в Итатской средней школе и в 1937 году. 
         В некоторых случаях намерение волостных властей забрать из села учителя в другую школу встречало сопротивление местного населения и сельсовета. Так было с «учащим» Вильке Н.О. из деревни Ново-Мариинки, которого волостной отдел образования намеревался перевести в Итатскую школу II ступени, но сельсовет и население воспротивились такому решению ((ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 63). По косвенным данным Вильке Н.О. имел университетское образование.


        По имеющимся документам сегодня трудно установить, как был организован учебный процесс в школах. Однако, в нашем распоряжении есть копии расписаний уроков Ново-Мариинской  школы I ступени, где преподавали Вильке Николай Оскарович, Вильке Зинаида Михайловна и Морозова Е.М. (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 125),    
Некрасовской школы I ступени, в которой работали Катальникова Анна Фёдоровна и Романова Анна Перфильевна (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 134)  и Ново-Покровской единой трудовой школы I ступени (ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 129)

(ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 129)
       Наглядным свидетельством ситуации, о которой говорилось в отчёте о деятельности Мариинского уездного отдела народного образования в апреле 1922 года, когда отмечалось, что «…учащие чувствуют себя в растерянности, остаются в загадках – как вести занятия…» (ГАКО ф. Р 741 оп.1 д.4 л. 29), является письмо от 6 декабря 1921 года в Итатский волостной отдел образования «учащего» Вильке Н.О. из Ново-Мариинской школы I ступени (ГАКО ф.Р 605 оп.1 д.9 л. 61)

(ГАКО ф. Р 605 оп.1 д.9 л. 61)

(Продолжение следует)
 

Просмотров: 173 | Добавил: kostuninoleg072 | Теги: Тяжинский округ, Краеведение, Кемеровская область - Кузбасс, сибиряки, Россия, история Итатской средней школы, Сибирь, исследователь Виктор Иванович Кузьм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Вход на сайт

Архив записей

карта

Друзья сайта

Управление культуры Тяжинского района ЦНТи КДД ДХШ №13 Музей техникум

Календарь