Спецпроект «Пять самых неизвестных народов России».
Один из коренных народов, населявших в прошлом территорию современного Тисульского района Кемеровской области - Кузбасса – чулымские тюрки, или чулымцы. Русские столкнулись с ними в XVII веке, когда осваивали обширные сибирские земли.
Жили чулымцы родами, каждый род управлялся князьцом. Основным занятием чулымцев были охота и рыболовство. Традиционные посёлки были застроены землянками и чумами с открытыми глиняными печурками, многочисленными лавками и сундуками.
Чулымцы обычно носили простую холщовую одежду, платья, кафтаны, украшали себя бусами, серьгами и перстнями. Зимой переобувались в унты или охотничьи сапоги.
В еде отдавали предпочтение мясу и вяленой рыбе. Некоторые роды чулымцев сеяли немного ржи, овса, пшеницы и ячменя, другие – покупали муку у русских или совсем обходились без хлеба. Скотоводство было развито слабо. В некоторых родах разводили лошадей, коров и овец.
Название народности произошло от реки Чулым (приток Оби), в среднем и нижнем течении которой они и проживают. Топоним означает «бегущий снег». Другое название: чулымские татары. Значительная часть населения ассимилировалась с русским и хакасским народами, забыв свои корни.
Сегодня чулымцы – самый малочисленный тюркский народ: по данным переписи 2010 года, к этой нации причислили себя лишь 365 человек. Большая часть чулымцев проживает в Тегульдетском районе Томской области и в Тюхтетском районе Красноярского края, в основном в сёлах Пасечное и Чиндат.
Письменного языка у чулымцев не существует: лишь разрозненные диалекты, которые практически утрачены. В 2002 году устным языком владели 113 человек, в 2010 – 44 человека. Энтузиасты и учёные из местных университетов пытаются составить алфавит и словарь.
Чулымцы приняли православие в XVII–XVIII веках, однако сохранили и некоторые традиции шаманизма. Изначально было распространено поклонение духам – родовым, семейным или личным покровителям (у женщин чаще всего в образе птицы, у мужчин – в виде заячьей шкурки). Почитали леших и домовых.
В последние годы историческое самосознание чулымцев начало пробуждаться. Люди стали вспоминать, изучать и пытаться сохранить свои традиции. Удалось сберечь некоторые элементы фольклора, орнаментальное искусство в изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи. Чулымцы бережно относятся к природе и имеют даже собственную разработку в отношении всевозможных природоохранных мер, стараются правильно утилизировать всё, что может нанести вред окружающей среде.
https://ok.ru/tisulmuzei/topic/152556365597579
https://www.culture.ru/materials/50956/ischezayushie-narody-rossii-chulymcy |