Военная публицистика Алексея Николаевича Толстого. 1941-1945 годы.
Из статьи «РОДИНА»:
- «За эти месяцы тяжёлой борьбы, решающей нашу судьбу, мы всё глубже познаем кровную связь с тобой и всё мучительнее любим тебя, Родина…
В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе, может далеко отлететь от гнезда и даже покажется ему, будто весь мир его Родина. Иной человек, озлобленный горькой нуждой, скажет: «Что вы твердите мне: Родина! Что видел я хорошего от неё, что она мне дала?»
Но надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и всё наше вековечное хочет назвать своим. Тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда. Даже и тот, кто хотел бы укрыться, как сверчок, в тёмную щель и посвистывать там до лучших времен, и тот понимает, что теперь нельзя спастись в одиночку. Гнездо наше – Родина – возобладала над всеми нашими чувствами».
- «Нет такого лиха, которое уселось бы прочно на плечи русского человека. Из разорения, Смуты государство вышло и устроилось, и окрепло сильнее прежнего».
Из статьи «НАС НЕ ОДОЛЕЕШЬ!»:
- «Вот я сижу на высоком и крутом берегу Волги… Направо – древний белый кремль с приземистыми башнями. Отсюда в самую тяжёлую из годин поднялся народ на оборону государства. Здесь отдали последнюю рубаху и нашейный крест, «заложили детей и жён», чтобы было на что обрядить ратников князя Пожарского; отсюда, с обрыва, посадский человек Козьма Минин указал народу путь к сердцу Русской земли, и надменный враг был побит и рассеян, как пепел.
С обрыва широко видно Заволжье – заливные луга, где длинные предвечерние тени легли от бесчисленных стогов. За синеватой грядой горизонта, куда весной уходит разлив Волги, – край дремучих лесов по Ветлуге и Керженцу, – огромный простор, озарённый мягким светом. Человек впитывает здесь в душу свою эту ширь, эту силу земли, эту необъятность, и прелесть, и волю. Здесь ум бродит по видениям шумного и богатого прошлого и мечтает о безграничных возможностях будущего».
- «Гитлер спустил с цепей всех двуногих чудовищ на тотальную войну против нас, чтобы уничтожить нас как нацию, «вырвать с корнем наши жизненные перспективы», чтобы труд наш стал зубовным скрежетом и солнце нам показалось черным, как пепел, на тысячу лет».
- «Задача войны Гитлера – это уничтожение свободы и независимости народов, разгром национальных культур, разрушение дотла всего великого и прекрасного, что веками создавалось трудом и гением народов».
- «У нас одна Родина, один фронт и один тыл. Единение и братство – наша несокрушимая броня».
Из статьи «ВЕСЬ СЛАВЯНСКИЙ МИР ДОЛЖЕН ОБЪЕДИНИТЬСЯ ДЛЯ РАЗГРОМА ФАШИЗМА»:
- «Пощады от фашистов ждать нельзя. Пощады нет... И те, кто думает как-нибудь, тихонько, пережить это время, стать смирным и незаметным, жестоко ошибаются. Смиренных, как жучков, поджавших лапки, раздавит фашистский сапог».
Из статьи «БЛИЦ КРИГ» ИЛИ «БЛИЦ КРАХ»:
- «Гитлером, как всем его окружением нечистоплотных людей, владела дикая и торжествующая жажда разрушения. Дикари – слишком мягкое для всех них определение, оно оскорбительно для дикарей. Они – «наци», дегенераты, любители чужой собственности, явные или потенциальные убийцы, для которых всякая историческая и культурная преемственность ненавистна и враждебна. Война ведётся ими ради того, чтобы Гитлер, Геринг, Риббентроп и дальнейший список сановных «наци» стали мировыми монополистами и сверхмиллиардерами…. Нацистская Германия начала «блиц криг», эта война кончится для неё «блиц крахом»».
Из статьи «ПОДЛОСТЬ ПАЛАЧЕЙ»:
- «Быть может, бури ещё не раз заволокут небо над землей. Но вехи уже поставлены и путь намечен».
Из статьи «СЛАВЯНЕ, К ОРУЖИЮ!»
- «Славяне! Под грохот мировой войны мы должны пересмотреть всю историю славянства. Мы строили цивилизацию Европы в равной степени, как и другие народы. Своей молодой кровью мы оплодотворили для жизни на целое тысячелетие дряхлую Византию; славянство не захотело разрушать её, как германцы разрушили Рим до основания; Византия уберегла и передала феодальной Европе античную культуру благодаря славянству. Трудолюбивые и свободолюбивые, любящие мир и культуру, славянские народы стояли на рубеже – со стороны востока кочевых империй Азии с их фантастическими замыслами завоевания мира, со стороны запада – столь же беспочвенно грандиозных попыток средневековых императоров. Эти обе агрессии – восточная и западная – разбивались о стойкий и мужественный СЛАВЯНСКИЙ МИР. Ещё не оценена роль славянства в создании гуманитарной культуры Европы».
Из статьи «НЕСОКРУШИМАЯ КРЕПОСТЬ»:
- «Ни один другой народ не вынес бы того, что вынес наш народ, – бывали такие тугие времена, что, казалось, окончательно быть пусту русской земле, глядишь – опять звенит топор и пахарь понукает сивку, выворачивая сошником обгорелые корневища. Не преувеличивая и не бахвалясь – можно сказать: в русском народе, от столетия в столетие крепнет ДИВНАЯ СИЛА ИСТОРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ».
*Алексей Николаевич ТОЛСТОЙ (1882–1945) – русский писатель, прозаик, драматург, военный корреспондент, автор многих произведений (повести, рассказы, романы, сказки, пьесы, военная публицистика), ставших классикой отечественной литературы: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Хождение по мукам», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», исторический роман «Петр I» и другие.
©Наталия Миленченко
https://vk.com/wall707436027_892 |